Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел

Общие положения

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации[1], определяя концептуальные основы ведомственной кадровой политики, исходит из:

признания человеческих ресурсов решающим фактором повышения эффективности правоохранительной деятельности;

необходимости формирования стратегического подхода к управлению персоналом, в основе которого наличие долгосрочной концепции кадровой политики;

необходимости обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений Министерства, формирования нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[2].

  1. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации[3] в органах внутренних дел Российской Федерации[4] представляет собой систему идей, взглядов, принципов, целей и задач реализации кадровой политики в системе Министерства, основанную на единстве воззрений и методологических подходов к осуществлению работы с личным составом органов внутренних дел.
  2. Главная цель Концепции – определение долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на период до 2020 года, определение основных путей и методов её модернизации и совершенствования.
  3. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами:

от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности»;

Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
№ 197-ФЗ;

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года»;

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации
от 1 марта 2011 г. № 248;

Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр-1496;

федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 марта
2009 г. № 261;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также на основе международных правовых актов в сфере внутренних дел.

  1. Настоящая Концепция является основой для разработки нормативных правовых документов, ведомственных программ и планов, её положения учитываются при формировании стратегических направлений строительства и развития системы МВД России и его территориальных органов на период до 2020 года, определении приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел на год.
  2. В настоящей Концепции применяются следующие термины:

6.1.    Кадровая политика Министерства внутренних дел Российской Федерации[5] – комплекс принципов, норм, средств и методов, регулирующих деятельность руководителей органов, организаций и подразделений МВД России по формированию кадрового состава, управлению сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками органов внутренних дел[6].

Кадровая политика МВД России является неотъемлемой составной частью государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом.

6.2.    Работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации[7] – целенаправленная деятельность руководящего состава, уполномоченных подразделений аппаратов управления, направленная на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала органов внутренних дел.

Работа с личным составом органов, организаций и подразделений МВД России включает в себя кадровую работу, профессиональную подготовку и морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

6.3.    Кадровый потенциал МВД России – возможность государства обеспечить качественными людскими ресурсами деятельность органов внутренних дел.

6.4.    Кадровый потенциал органов внутренних дел – совокупность профессиональных и личностных возможностей, профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния и опыта службы (работы) личного состава.

6.5.    Служебный потенциал сотрудника – совокупность качественных характеристик сотрудника, определяющих его возможности и способности к эффективному осуществлению оперативно-служебной деятельности.

6.6.    Кадровые ресурсы МВД России – граждане Российской Федерации, находящиеся в трудоспособном возрасте, соответствующие установленным требованиям и способные по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья служить (работать) в органах внутренних дел.

6.7.    Кадры МВД России – постоянный состав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, состоящих на службе либо в трудовых отношениях с органами, организациями и подразделениями системы МВД России.

6.8.    Субъекты кадровой политики – руководители и аппараты управления, обладающие определённой законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами компетенцией принятия кадровых решений в системе МВД России.

6.9.    Объекты кадровой политики – сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, работники, служебные коллективы, а также процессы воспроизводства, формирования, использования и развития кадрового потенциала Министерства.

6.10.    Механизм реализации кадровой политики – комплекс правовых норм, форм, методов и средств организационно-практической работы, обеспечивающей эффективность отбора и расстановки кадров, профессиональной подготовки и морально-психологического обеспечения их служебной деятельности.

6.11.    Инфраструктура кадровой политики – совокупность организационных структур, ресурсов и средств обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел.

6.12.    Кадровый резерв – сформированная в установленном порядке группа сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на должности руководящего состава.

6.13.    Методика оценки кадрового потенциала – совокупность приёмов и способов определения уровня развития деловых и личных качеств, уровня профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния кандидатов.

2. Цели, основные принципы и направления кадровой политики

  1. Кадровая политика в системе МВД России реализуется в целях:

формирования профессионального состава кадров, сохранения, воспроизводства, укрепления, развития, рационального и эффективного использования кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности;

повышения качества кадрового потенциала органов внутренних дел как одного из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности, приведения её в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;

воспитания и всестороннего развития личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики;

формирования профессиональной культуры органов внутренних дел на базе осмысления трёхсотлетнего опыта служебной деятельности на благо российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка;

обеспечения благоприятного социального самочувствия сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников на основе создания приемлемых социально-бытовых условий осуществления служебной деятельности, наиболее полного удовлетворения социальных потребностей и сбережения кадрового потенциала органов внутренних дел;

формирования системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренения причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в органах внутренних дел.

  1. Основными принципами осуществления кадровой политики в системе МВД России являются:

принцип единства научно-методических и организационных подходов к выработке и реализации кадровой политики во всех звеньях организационно-штатной структуры органов внутренних дел;

принцип инновационности, состоящий в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий развития и использования человеческих ресурсов, постоянном совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере работы с кадрами;

принцип профессионализации управления, основанный на необходимости повышения организационного статуса и уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с личным составом;

принцип практической направленности, означающий подчинённость кадровой политики целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России;

принцип гуманизма, основанный на сочетании методов социальной и профессиональной мобилизации сотрудников с их общественными, культурными потребностями и интересами, обновлении и гармонизации методов морального и материального стимулирования к деятельности.

  1. Достижение целей кадровой политики осуществляется по следующим основным направлениям деятельности:

кадровая работа, обеспечивающая эффективное развитие и полноценное использование кадрового потенциала органов внутренних дел путём совершенствования системы комплектования и прохождения службы личным составом;

организационно-штатная работа, создающая условия для комплексного кадрового планирования, проектирования организационно-штатного построения органов внутренних дел, оптимального распределения штатной численности и формирования структурных подразделений в соответствии с характером и особенностями оперативно-служебной деятельности;

профессиональная подготовка, обеспечивающая достижение сотрудниками высокого уровня профессионализма в выполнении задач оперативно-служебной деятельности и служебных обязанностей на основе развития знаний, привития навыков и формирования умений;

морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, формирующее устойчивое морально-психологическое состояние личного состава, благоприятный социально-психологический климат в служебных коллективах;

профилактика и противодействие коррупции, иных правонарушений, образовывающие надёжную систему профилактики и предупреждения правонарушений среди личного состава на основе развития высокого правосознания сотрудников, неукоснительного соблюдения ими норм профессионально-этических стандартов антикоррупционного поведения.

3. Задачи и содержание ведомственной политики МВД России в области работы с кадрами

  1. Приоритетными задачами в области работы с кадрами на период до 2020 года являются:

обеспечение качества кадрового состава за счёт комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных учреждений, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности;

проведение обновления кадрового состава органов внутренних дел, обеспечивая преемственность опыта служебной деятельности при помощи качественного отбора граждан на службу в органы внутренних дел, оптимальной расстановки личного состава на должностях с учётом имеющейся профессиональной квалификации, личностных качеств и способностей;

принятие комплекса мер по стабилизации профессионального кадрового состава органов внутренних дел, снижению текучести кадров, закреплению на службе опытных специалистов, а также выпускников ведомственных образовательных учреждений, стимулированию продолжительной службы сотрудников преимущественно до достижения выслуги лет, дающей право на пенсию;

создание эффективной системы кадрового планирования, сопряжённой с проектированием организационно-штатного построения органов внутренних дел, расчётом и распределением штатной численности с использованием научно обоснованных методик и результатов мониторинга кадровой ситуации;

обеспечение комплектования, обучения и эффективного использования многоуровневого кадрового резерва МВД России, обеспечивающего предельно высокую степень подготовки кандидатов к назначению на вышестоящие должности, широкое применение практики назначения сотрудников на вышестоящие должности преимущественно из кадрового резерва;

формирование системы профессиональной ориентации и отбора на службу в органы внутренних дел, предназначенной обеспечить привлечение наиболее интеллектуально развитых и физически подготовленных кандидатов, отвечающих государственным требованиям.

  1. Решение задач работы с кадрами предполагает:

разработку и внедрение информационных систем управления кадровыми процессами и аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих упреждающий характер реагирования на изменения криминогенной обстановки, состава и структуры полицейских и иных подразделений, приоритетов в оперативно-служебной деятельности;

формирование и подготовку кадровых резервов всех уровней системы МВД России, обеспечивающих гарантии карьерного роста сотрудникам, добросовестно исполняющим служебные обязанности;

разработку и внедрение системы оценки кадрового потенциала органов внутренних дел, позволяющую обеспечить полное и всестороннее изучение и анализ кадровых характеристик, служебных возможностей и способностей сотрудников, подготовку объективных данных для принятия кадровых решений;

разработку квалификационных требований к должностям на основе профессиограмм, анализа и нормирования служебной деятельности личного состава, определения чётких границ служебной компетенции, полномочий и требований к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности;

развитие института личного поручительства при приёме кандидатов на службу, а также при назначении на вышестоящие должности в полицейских и иных подразделениях МВД России с установлением ответственности поручителя за рекомендуемого кандидата;

кадровое и организационное укрепление и развитие подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел путём преимущественного комплектования специалистами, имеющими профильное образование или прошедшими профессиональную переподготовку;

совершенствование механизма аттестации с использованием комплексной оценки служебного потенциала сотрудников по балльному рейтингу, формализованных документов и накопительных аттестационных сертификатов на весь период службы в органах внутренних дел;

планирование и стимулирование служебного роста сотрудников, создание прозрачных условий продвижения по службе на базе саморазвития личности и накопления опыта служебной деятельности;

формирование системы выдвижения кандидатов для замещения вакантных должностей на конкурсной основе по принципу «кадрового лифта» с использованием единого информационного банка кандидатур и вакансий, предоставляющего сотруднику возможность самостоятельно информировать руководство о своём служебном потенциале и готовности претендовать на вышестоящие должности;

организацию системы ротации кадров по горизонтали и вертикали с обязательной сменой региона прохождения службы по истечению нормативно закреплённого временного предела пребывания сотрудника в одной и той же должности с установлением перечня должностей, замещение которых предполагает обязательную ротацию;

разработку единого механизма перехода сотрудников на иной вид государственной службы в органах внутренних дел;

совершенствование и развитие наградной системы путём оптимизации видов ведомственных наград и поощрений, установления единых критериев оценки заслуг награждаемых сотрудников и очерёдности награждения;

формирование системы многоуровневой профессиональной ориентации детей и молодёжи для привлечения на службу в органы внутренних дел с широким применением методов пропаганды и рекламы в средствах массовой информации и сети Интернет с опорой на положительный образ сотрудника полиции;

оптимизацию и модернизацию системы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе принципа «единого окна» в сети ведомственных рекрутинговых центров, позволяющую максимально сократить время проведения процедур проверки, снизить документообмен и влияние субъективных факторов при приёме на службу;

введение автоматизированной системы предварительной самооценки качеств и самотестирования кандидатов на службу в органы внутренних дел, а также первичного обращения с использованием Интернет-технологий;

создание федерального банка данных о лицах, поступавших на службу в органы внутренних дел, проходивших ранее службу, отклонённых либо уволенных по отрицательным мотивам, а также не прошедших испытательный срок.

4. Задачи и содержание ведомственной политики МВД России в области организационно-штатной работы

  1. Основными задачами кадровой политики в области организационно-штатной работы до 2020 года являются:

приведение организационного построения и штатной численности органов внутренних дел в соответствие с приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности, решаемыми задачами и научно обоснованными нормативами;

укрепление и развитие вновь созданных подразделений полиции в системе МВД России;

оптимизация организационного построения системы МВД России на основе разграничения полномочий центрального аппарата и территориальных органов на всех уровнях;

укрупнение подразделений путём сокращения малоэффективных и дублирующих звеньев.

  1. Оптимизация организационного построения системы МВД России предполагает:

приведение штатной численности территориальных органов
МВД России на региональном, межрегиональном и окружном уровнях в соответствие с требованиями практики и реальной служебной нагрузкой;

создание системы управления, представляющей собой совокупность организованных во времени и пространстве информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, предназначенных для гарантированного управления территориальными органами и организациями МВД России;

изучение уровня обеспеченности оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России;

перераспределение штатной численности между территориальными органами МВД России с учётом реальной нагрузки;

устранение параллелизма в работе, слияние подразделений и организаций, выполняющих родственные функции.

  1. Укрупнение подразделений путём сокращения малоэффективных и дублирующих звеньев предполагает:

сокращение на всех уровнях дублирующих и параллельных циклов (звеньев) управления, оптимизацию их состава, структуры, задач и функций для обеспечения своевременной и оперативной разработки и реализации решений в условиях изменения криминальной обстановки, возникновения чрезвычайных обстоятельств;

интеллектуализацию пунктов управления МВД России, территориальных органов, и организаций, входящих в систему Министерства;

переход на планирование деятельности органов внутренних дел в целом по территориальному органу (организации) без дублирующих планов в их структурных подразделениях;

создание условий для развития института федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России;

уточнение состава, структуры, задач и функций МВД России, его территориальных органов и организаций в соответствии с направлениями развития системы Министерства, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

5. Задачи и содержание ведомственной политики МВД России в области профессиональной подготовки кадров

  1. Приоритетными задачами в области профессиональной подготовки кадров на период до 2020 года являются:

развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел;

обеспечение инновационного характера профессионального образования;

формирование и развитие системы оценки качества профессионального образования;

модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике.

  1. Развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел предполагает:

активизацию профориентационной работы среди молодежи, в том числе среди военнослужащих срочной службы; разработку и внедрение дифференцированной системы целевого отбора кандидатов на обучение в ведомственные образовательные учреждения с учетом имеющегося уровня образования, а также критериев и системы оценки качества отбора кандидатов на обучение, повышающих ответственность комплектующих органов внутренних дел и их профильных структурных подразделений за результаты отбора;

совершенствование организационной и штатной структуры системы первоначальной подготовки рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, создание межрегиональных центров профессиональной подготовки, обладающих высококвалифицированным преподавательским составом и развитой материально-технической базой, позволяющих осуществлять качественную подготовку кадров по профессии «полицейский»;

разработку и реализацию нового поколения образовательных программ начальной профессиональной подготовки рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел;

разработку и реализацию нового поколения образовательных программ профессиональной переподготовки лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, из числа имеющих высшее неюридическое образование, предусматривая возможность их последующего заочного обучения по профильным магистерским программам; использование в этих целях потенциала ведомственных вузов;

разработку и реализацию профильных образовательных программ повышения квалификации лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, из числа выпускников юридических факультетов гражданских вузов;

возобновление подготовки в ведомственных вузах по очной форме обучения на основе образовательных программ среднего профессионального образования кадров из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, прошедших срочную воинскую службу;

подготовку специалистов из числа среднего начальствующего состава органов внутренних дел преимущественно на базе очной формы обучения; перенос акцента в заочном образовании на реализацию сокращенных образовательных программ для лиц, имеющих среднее юридическое или высшее неюридическое образование;

разработку комплексного научного и методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям, реализуемым в ведомственных образовательных учреждениях, разработку и реализацию практико-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих наряду с базовым академическим образованием качественную прикладную профильную подготовку;

профилизацию ведомственных образовательных учреждений путём возложения на них функций научно-методических и учебно-научных центров по направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

осуществление коренной модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и центров профессиональной подготовки, реконструкция и строительство учебных, учебно-лабораторных корпусов, комплексных учебно-практических полигонов, тиров, общежитий;

разработку научно обоснованных методик прогнозирования потребности органов внутренних дел в специалистах различных профилей;

модернизацию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров с учётом профилизации образовательных учреждений МВД России; возложение на институты повышения квалификации функций научно-методических и учебно-научных центров дополнительного профессионального образования;

совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадровых резервов всех уровней с организацией эффективной стажировки на руководящих должностях;

последовательное повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных учреждений, совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, оптимизацию сети адъюнктур и докторантур с учётом возможности их функционирования лишь в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях, при которых действуют диссертационные советы.

  1. Обеспечение инновационного характера профессионального образования предполагает:

оперативную разработку и внедрение образовательных программ, обеспечивающих обучение кадров по новым специализациям и профилям подготовки, в соответствии с запросами различных служб и подразделений органов внутренних дел;

создание материально-технической базы, необходимой для внедрения новых образовательных технологий, инновационных моделей и актуального содержания образования, в том числе комплексную модернизацию технической базы образовательных учреждений, необходимой для использования в образовательном процессе современных информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и пособий, обеспечения профессорско-преподавательскому составу и обучающимся эффективного доступа к источникам информации в области науки и техники;

создание и развитие единого ведомственного электронного образовательного ресурса;

развитие системы грантовой поддержки образовательных учреждений и отдельных творческих коллективов, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы и технологии;

формирование и развитие системы повышения квалификации преподавателей в части использования в учебном процессе инновационных образовательных методик и технологий.

  1. Формирование и развитие системы оценки качества профессионального образования предполагает:

разработку и реализацию механизмов обеспечения комплексного мониторинга качества образования, эффективности и успешности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений в целях оперативной корректировки учебного процесса в зависимости от потребностей практики;

совершенствование обратной связи между ведомственными образовательными учреждениями и подразделениями органов внутренних дел – заказчиками кадров в целях обеспечения эффективного функционирования системы оценки качества образования выпускников;

внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;

формирование ведомственной системы сертификации профессиональных квалификаций лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел на должности среднего начальствующего состава;

создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования.

  1. Модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике, предполагает:

совершенствование организационно-штатного обеспечения системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в процессе повседневной служебной деятельности;

создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;

организацию профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учёт специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;

совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;

повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.

6. Задачи и содержание кадровой политики в сфере морально-психологического обеспечения

  1. Главными задачами кадровой политики в сфере морально-психологического обеспечения до 2020 года являются:

модернизация системы воспитательной работы на базе современных психолого-педагогических и социологических подходов с учётом положительного отечественного и зарубежного опыта патриотического, профессионально-нравственного, правового и культурно-эстетического воспитания личного состава;

создание в органах внутренних дел централизованной системы организации исторической работы, направленной на глубокое и специализированное изучение исторического опыта развития Министерства для определения оптимальных путей строительства органов внутренних дел, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности;

организация системного психологического сопровождения работы с личным составом, направленного на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния сотрудников, позволяющего успешно выполнять оперативно-служебные задачи;

обеспечение способности личного состава противостоять с государственных мировоззренческих позиций негативному информационно-психологическому воздействию преступных и экстремистских группировок через средства массовой информации и Интернет, распознавать и разоблачать попытки фальсификации фактов и сведений, направленных на дискредитацию деятельности органов государственной власти и органов внутренних дел по поддержанию конституционного правопорядка в обществе;

укрепление организационной структуры подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России, улучшение их качественного состава за счёт организации подготовки кадров на базе ведомственных образовательных учреждений;

создание целостной эффективной ведомственной системы обеспечения надёжной социальной и правовой защищённости личного состава, поддерживающей достойный уровень жизни сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел;

организация всемерного оказания социальной поддержки членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и инвалидам вследствие военной травмы.

  1. Модернизация системы организации воспитательной работы предполагает:

разработку и внедрение специальных программ профессионального воспитания сотрудников, профилированных по видам оперативно-служебной деятельности, направленных на формирование профессионально-нравственных и психологических качеств личности, обусловленных спецификой профессии;

организацию морально-психологической подготовки сотрудников с использованием современных информационных и педагогических технологий, форм и методов дистанционного обучения, контрольных тестовых систем;

обновление института наставничества на основе преемственности поколений, передачи передового опыта, знаний и практических навыков службы молодым сотрудникам, защиты их от коррупционных проявлений;

развитие художественного самодеятельного творчества личного состава с использованием современных форм и методов культурно-эстетического воспитания, направленного на укрепление авторитета и престижа службы в органах внутренних дел, формирования ее позитивного имиджа.

  1. Создание системы исторической работы предусматривает:

формирование научно-практической инфраструктуры, обеспечивающей эффективный сбор и обобщение исторического опыта оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, создание подразделений в ведомственных научно-исследовательских и образовательных учреждениях, организация научно-исследовательской и поисковой работы;

организацию музейной работы в органах внутренних дел, развитие сети музейных учреждений и образований, исторических клубов на основе широкого привлечения сотрудников и ветеранов;

совершенствование мемориальной работы по увековечению памяти сотрудников, погибших при защите Отечества, исполнении служебных обязанностей, сохранению исторической памяти прошлых поколений защитников правопорядка российского государства;

осуществление комплекса мероприятий, посвящённых празднованию 300-летия российской полиции, в целях укрепления авторитета Министерства в обществе, воспитания у сотрудников чувства гордости и ответственности за службу в органах внутренних дел.

  1. Организация психологического сопровождения работы с личным составом включает:

выработку психологической устойчивости сотрудников к воздействию факторов службы, готовности и способности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки;

создание благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, способствующего актуализации и максимальной реализации служебного потенциала личности в интересах оперативно-служебной деятельности;

формирование эффективной и действенной системы профессионального психологического отбора граждан на службу в органы внутренних дел;

разработку и внедрение в практическую деятельность методик комплексного психологического обследования служебных коллективов, их интеграцию в автоматизированную информационную систему ведомственного мониторинга морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел;

организацию и развитие системы профессионального психологического отбора кандидатов при поступлении на службу в органы внутренних дел, психологического сопровождения служебной карьеры сотрудников при продвижении по службе;

проведение профессиографического описания основных видов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, создание каталогов профессиональных компетенций по типовым должностям.

  1. Формирование системы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия включает:

выработку у сотрудников устойчивой системы взглядов, идей и подходов и формирование на этой основе способности к объективной оценке событий и фактов действительности с позиции интересов оперативно-служебной деятельности;

развитие форм и средств информационно-пропагандистского воздействия на личный состав в целях разъяснения истинного содержания важных общественно-политических событий, социально-экономических процессов и явлений, значимых для эффективной оперативно-служебной деятельности;

разработку и внедрение в практику современных информационных и психологических технологий защиты личного состава от негативного воздействия преступной среды, надёжного перекрытия каналов негативной информации, влияющей на сотрудников.

  1. Развитие подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России предполагает:

совершенствование организационно-штатной структуры, переход на единые принципы и нормы организационного построения подразделений морально-психологического обеспечения;

организацию системы подготовки кадров для укомплектования подразделений морально-психологического обеспечения высококвалифицированными специалистами, обладающими опытом службы в органах внутренних дел;

создание современной материально-технической базы морально-психологического обеспечения, позволяющей с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий собирать и обрабатывать данные обстановки и на их основе эффективно управлять социально-психологическими процессами в служебных коллективах, оказывать формирующее и восстанавливающее воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников.

  1. Развитие системы социальной и правовой защиты предполагает:

формирование гибкой системы материального стимулирования служебной деятельности личного состава, обеспечивающей положительную мотивацию к службе, её престиж в обществе и привлекательность на рынке труда, повышение уровня жизни сотрудников на основе совершенствования законодательства и предоставления социального пакета, компенсирующего ограничения их прав и свобод, вызванные служебной необходимостью;

создание ведомственной системы охраны труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел с использованием современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности;

развитие менеджмента здоровья сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников, профилактику профессиональных и общих заболеваний, стимулирование физической культуры и спорта, создание условий для ведения здорового образа жизни;

формирование системы защиты прав сотрудников и членов их семей с предоставлением широкого спектра правовых услуг: от юридических консультаций до правовой помощи для отстаивания их интересов и прав в суде;

обеспечение эргономики служебного пространства в органах внутренних дел, создание комфортной социально-бытовой среды в местах, где личный состав выполняет служебные обязанности, приведение в соответствие с государственными стандартами, эстетическими нормами и правилами.

  1. Развитие системы социальной поддержки семей погибших сотрудников и инвалидов вследствие военной травмы предусматривает:

осуществление мониторинга социально-экономического и правового положения семей погибших сотрудников и инвалидов вследствие военной травмы в целях упреждающего выявления социальных нужд и потребностей, организации своевременной социальной помощи;

организацию внедрения программно-целевых методов управления социальной работой в органах внутренних дел, разработку и реализацию благотворительных социальных программ в территориальных органах МВД России на региональном уровне;

развитие и поддержание общественных инициатив оказания социальной помощи членам семей погибших сотрудников и инвалидам вследствие военной травмы.

7. Задачи и содержание кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава

  1. Приоритетными задачами кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава на период до 2020 года являются:

создание системы предупреждения коррупции, чрезвычайных происшествий и преступлений, профилактики профессионально-нравственной деформации личности в целях укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел;

формирование соответствующих потребностям времени нормативных правовых и организационных основ противодействия коррупции в органах внутренних дел;

организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения сотрудников и обеспечивающих снижение уровня коррупции в системе МВД России;

обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

  1. Создание системы профилактики и предупреждения чрезвычайных происшествий, коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел предполагает:

формирование подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в составе подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел;

введение мониторинга в органах внутренних дел состояния служебной дисциплины и законности, коррупционных и иных правонарушений, своевременно и точно поставляющего достоверную информацию, позволяющую принимать управленческие решения на упреждение чрезвычайных происшествий;

изучение морально-психологических и деловых качеств кандидатов на службу и сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, своевременное выявление признаков профессиональной деформации личности и проведение раннепрофилактических мероприятий по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, предательства интересов службы;

формирование в служебных коллективах общественных мнений и настроений, обстановки нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности, общественного осуждения противоправного поведения нарушителей и объективной оценки их действий;

планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, принятие мер к устранению факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников, в том числе со стороны бывших сотрудников органов внутренних дел, уволенных по отрицательным основаниям;

разработку методики проведения системного анализа и оценки состояния служебной дисциплины и законности, позволяющей выявлять причины и условия совершения правонарушений, преступлений, чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков;

создание системы обмена информацией с оперативными подразделениями органов внутренних дел о фактах коррупционных правонарушений и возникновении условий для их совершения, конфликтах интересов и иных коррупционных проявлениях;

внедрение в практику методов мотивации антикоррупционного поведения на основе морального и материального стимулирования сотрудников;

разработку и внедрение в работу единой автоматизированной информационной системы сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;

нормативное урегулирование порядка передачи в МВД России подарков и иных вознаграждений, полученных сотрудниками органов внутренних дел в связи с служебными командировками, протокольными и другими официальными мероприятиями.

153кб Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел РФ в органах внутренних дел
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России